В воскресенье, 31 июля, был день рождения мальчика-который-выжил.
В честь этого события книжный магазин Додо и культ.центр ЗИЛ организовали лекции, посвященные ГП и школам.
Под катом краткие конспекты лекций для тех, кому это может быть интересно)
1)
Не только ХогвартсОф. информация:
Не только Хогвартс: как устроены волшебные школы, академии и университеты
Джоан Роулинг создала такую историю о волшебной школе, что, несмотря на трудности, смертельную опасность и дискриминацию, которым подвергались ученики Хогвартса, для многих читателей школа магии и колдовства стала символом недостижимой мечты.
Но на многочисленные школы чародейства и волшебства можно смотреть не только как на выдуманные пространства для сказочных сюжетов, но и как на отражения реальных школ и университетов — их образовательных моделей, методов и традиций. Проектный метод обучения в Школе Мерлина в Кармартене, студенческие традиции кампуса в колледже Брейкбилс, научно-исследовательская работа в Незримом университете Анк-Морпорка и стереотипы о постсоветских вузах в Институте специальных технологий из романа Vita Nostra — обсуждаем с Ксенией Романенко, исследователем образования, аналитиком лаборатории «Развитие университетов» Института образования НИУ ВШЭ.Ксения рассказывала о магических школах в литературе и подходах к обучению магии.
А) магия – ремесло, которое передается от мастера к подмастерью
Ученик чародея, Ведьмовство Терри Пратчетта
Б) магия – элитарное искусство, доступное избранным по разным критериям; обучение в школе-коллежде-универе
Школа в Кармартене, Анны Коростелевой (о хороших людях, которым хорошо)), в противоположность ей - Vita nostra, Марины и Сергея Дяченко (учат в жутких условиях вопреки желанию студентов, непонятно чему и зачем, ради высшей цели неизвестной студентам)
читать дальшеКолледж Брейкбиллс, Льва Гроссмана (о том, что если вам не пришло письмо из Хогвартса, то мб и к лучшему; занятие магией – жестокое и жесткое дело; рассматривает, кто достигнет большего успеха – учащийся в условно-идеальных условиях или тот, кто занимается самообразованием)
Незримый Университет, Терри Пратчетта (поступают те, кто видит восьмой цвет – цвет волшебства)
Еще книги о магических образовательных учреждениях:
Год грифона и Ведьмина неделя, Диана Уинн Джонс
Волшебник Земноморья, Урсулы Ле Гуин
Слушатели вспомнили еще:
Академия пана Кляксы, Яна Бжехвы (поступают только те мальчики, чье имя начинается на А)
Экслибриум - комиксы Бабл (Библиотека – как место обучения)
Часодеи, Натальи Щербы
// мы с Катей еще вспомнили Таню Гроттер и Мефодия Буслаева, Дмитрия Емеца, и Порри Гаттера Жвалевского и Мытько, но говорить вслух не стали а еще есть «Высшее образование для сироты» Марии Вересень про девочку, отправленную в школу для нечести//
У Университета есть 3 функции:
Образование (ее русские универы воплощают)
Наука (у нас разделили универы и НИИ – отсюда проблемы)
Социальная (проекты на благо общества или для бизнеса и т.п.; у нас почти не развиты)и диктофонная запись этой лекции от настоящего гриффиндорца
katrinpolly А запись первой лекции можно послушать здесь yadi.sk/d/SdWZyBu5tnZN2 2)
Архетипы в ГПОф. информация:
Гарри Поттер и его тень. Скрытые и явные архетипы
Лекция Марии Штейнман, кандидата филологических наук, доцента кафедры теории и практики общественных связей, заместителя декана Факультета истории, политологии и права РГГУ.
«Гарри Поттер» — не книга, а художественная иллюстрация общекультурных архетипов. Сага находится внутри литературной традиции и опирается, в числе прочего, на «Хроники Нарнии» — любимую книгу Роулинг. Попробуем посмотреть на персонажей, сюжет и пространство с точки зрения архетипических моделей — и поищем тайных «теневых двойников» героев. Фигура Тени, по Юнгу, персонифицирует собой все, что субъект не признает в себе и что все-таки снова и снова всплывает в его сознании. Кроме того, коснемся продолжения саги — пьесы «Гарри Поттер и проклятое дитя», которая выйдет в свет 30-31 июля. Проанализируем, что нового сообщает нам ее сюжет о мире и о демиурге. Внимание, спойлеры!Архетип – это
1) матрица, сюжетная единица, шифр, который мы должны знать для понимания текста
2) когнитивный образец (по Юнгу), ключ к пониманию текста
Архетип не только направляет внимание читателя, но и руку автора, т.е. благодаря архетипу начинает работать внутренняя логика текста (герои сами диктуют свои поступки часто на удивление автора)
Фанфикшн - поддержка книги, продолжение сюжета. Он не дает угаснуть интересу к тексту у поклонников. Роулинг изначально планировала спорить с авторами фиков, но поняла, что подобное взаимодействие поддерживает интерес, и не стала.
читать дальшеЧасти личности по Юнгу:
1. Эго - побуждает нас к чему-либо, это то, с чем мы себя ассоциируем
2. Личное-бессознательное / Тень (подсознание) – ее нельзя бояться, изгонять и отрицать (это не работает))
3. Коллективное-бессознательное - архетипы
4. Персона или маска - ожидания социума (все внешние ожидания: ты должна выйти замуж до…, ты должен работать, ты должен быть, ты должна не быть)
5. Анима (для мальчика) или Анимус (для девочки) – противоположность, феминное или маскулинное бессознательное.
/Снейп - его анима Лили (образ возмлюбленной)
Для ГП - анима тоже Лили (но образ матери)/
6. Самость – внутренний стержень, о котором мы редко думаем, но он помогает выстоять в сложных ситуациях. Внутреннее сосредоточие.
Индивидуализация - образование личности, взросление и поиск своей самости.
ГП постепенно находит Самость на протяжении всех книг (все остальное у него и так есть)
// Джозеф Кэмпбелл «Герой с тысячью лиц» (в том числе явился вдохновителем «Звездных войн») исследовал миф о герое. Этапы развития истории о герое:
- Зов к странствию ( в мире ГП - сова)
- Отрицание зова (Дурсли запрещают думать про магию)
- Сверхъестественное покровительство (явление Хагрида)
- Преодоление первого порога (Косой переулок, платформа 9 и 3/4)
/есть психологические и литературные архетипы – например порталы /
Уэлс «Маленькая зеленая дверь в стене»/
Порталы в ГП - портреты, кубок, шкаф, камины и т.п.
Попадание в Хогвартс на лодке – архетип перехода из одного мира в другой
/ Поезд появляются - фильм «Мертвец» (Джонни Депп, реж. Джармуш), Желтая стрела Пелевина, Макс Фрай тоже часто упоминает поезда, Полярный экспресс, Хроники Нарнии, Чарльз Уильямс «Канун дня всех святых» ( его читать можно только тем, у кого адекватная психика и хороший культурный бэкграунд)
! Разговор ГП и Дамблдора - ГП в состоянии клинической смерти, в поезде //
- Инициация (Распределительная Шляпа)
- Встреча с богиней (мб Макгонагол)
- Примирение с отцом (?)
- Апофеоз и вознаграждение, воцарение (победа над врагами)
/ так же см. Пропп Морфология сказки (сюжеты) - деление героев и тп //
Антагонисты и протагонисты:
Странный любовный треугольник: Снейп – Джеймс – Лили, но Джеймса и Лили сейчас нет. Снейп конкурирует с Джеймсом за Лили, но они оба в Гарри.
Умирая Снейп смотрит в глаза своей возлюбленной, Лили (но они на лице ГП)
Снейп - заменитель отца для ГП и в то же время его двойник.
Еще один двойник: Нэвилл - родился в тот же день, что ГП. Он ослабленная проекция, он пытается сравняться с ГП (но у него нет ни такой популярности, ни сил); его родители в бедламе (почти = мертвы).
В финале выясняется, что Пророчество относилось к 2м мальчикам (ГП и Нэвилл)
Нэвилл совершает подвиг (уничтожение крестража-змеи). Так он смог сравняться в героизме хотя бы с уровнем Гермионы и Рона.
Полукровки - ГП, Снейп, Воландеморт - схожие этапы (все они без родителей, их единственный дом - Хогвартс)
Души
Воландеморт цепляется за материальное бессмертие (крестражи - расщепленная душа)
Идея расщепления души – есть в иудаизме - грех расщепляет душу (Адам согрешил и его душа расщепилась)
Воландеморт делает это нарочно, но не понимает, что один из них в ГП. Без одного другой не умрет и не будет жить.
Воландеморт не понимает, что делает, плывет по течению
А ГП выбирает, на которую сторону встать (узнав про свою темную сторону в Ордене Феникса)
Надпись на могиле Лили совпадает с девизом Пожирателей смерти – это отрывок из Нового Завета, 1е послание к коринфянам
Надпись на могиле Дамблдора – от туда же, смысл в том, что не нужно держаться за материальное в жизни.
Перед последним ударом в финальной битве ГП дает Воландеморту шанс собрать душу (попытаться пожалеть о содеянном). Это характеризует ГП. Победа ГП - момент осознания себя, нахождения своей Самости.Пьеса о проклятом ребенке / спойлеры
! ее писала не Роулинг
Все замечательно (режиссура, игра актеров) кроме сюжета, он слишком упрощен.
дальше спойлеры У ГП все было в порядке с предыдущими детьми (в конце 7й книги), а с младшим сыном (в пьесе) - внезапно проблемы. Тут главный конфликт.
Дети ГП и Драко Малфоя - дружат.
/ Кто внимательно читал, тот видел, что Белатрисса неравнодушна к Воландеморту. В 7й книге после возвращения с вокзала (клиническая смерть ГП) Б. говорит с В. голосом «которым говорят с любовником»/
в пьесе появляется антагонист – девушка, дочь Б и В., «плод греховной страсти» (произносится с патетическим завыванием!»)), которая пытается вернуть старые времена используя мальчиков. Отцы - Поттер, Малфой и Уизли кидаются их спасать...
В финале все мирятся...
// Чем меньше человек знает о себе, тем вероятнее человек испугается своей тени. В панику впадает Эго, а выбор делает Самость. Тень - то, что мы в себе отрицаем //
Нет идеально хороших и идеально плохих людей, которые говорят о себе «Я плохой! Ах-ха-ха!» (так делает только Саурон у Спилберга))
В сети можно найти ее лекции по литературе, в том числе про архетипы в ГП, но мне понравилась эта: