Лучше ветер в голове, чем полный штиль./ Гениальность - талант удержаться на грани безумия. (с.)
В воскресенье, 31 июля, был день рождения мальчика-который-выжил.
В честь этого события книжный магазин Додо и культ.центр ЗИЛ организовали лекции, посвященные ГП и школам.
Под катом краткие конспекты лекций для тех, кому это может быть интересно)
1) Не только Хогвартс
Оф. информация:
Не только Хогвартс: как устроены волшебные школы, академии и университеты
Джоан Роулинг создала такую историю о волшебной школе, что, несмотря на трудности, смертельную опасность и дискриминацию, которым подвергались ученики Хогвартса, для многих читателей школа магии и колдовства стала символом недостижимой мечты.
Но на многочисленные школы чародейства и волшебства можно смотреть не только как на выдуманные пространства для сказочных сюжетов, но и как на отражения реальных школ и университетов — их образовательных моделей, методов и традиций. Проектный метод обучения в Школе Мерлина в Кармартене, студенческие традиции кампуса в колледже Брейкбилс, научно-исследовательская работа в Незримом университете Анк-Морпорка и стереотипы о постсоветских вузах в Институте специальных технологий из романа Vita Nostra — обсуждаем с Ксенией Романенко, исследователем образования, аналитиком лаборатории «Развитие университетов» Института образования НИУ ВШЭ.
Ксения рассказывала о магических школах в литературе и подходах к обучению магии.
А) магия – ремесло, которое передается от мастера к подмастерью
Ученик чародея, Ведьмовство Терри Пратчетта
Б) магия – элитарное искусство, доступное избранным по разным критериям; обучение в школе-коллежде-универе
Школа в Кармартене, Анны Коростелевой (о хороших людях, которым хорошо)), в противоположность ей - Vita nostra, Марины и Сергея Дяченко (учат в жутких условиях вопреки желанию студентов, непонятно чему и зачем, ради высшей цели неизвестной студентам)
читать дальше
и диктофонная запись этой лекции от настоящего гриффиндорца katrinpolly
А запись первой лекции можно послушать здесь yadi.sk/d/SdWZyBu5tnZN2
2) Архетипы в ГП
Оф. информация:
Гарри Поттер и его тень. Скрытые и явные архетипы
Лекция Марии Штейнман, кандидата филологических наук, доцента кафедры теории и практики общественных связей, заместителя декана Факультета истории, политологии и права РГГУ.
«Гарри Поттер» — не книга, а художественная иллюстрация общекультурных архетипов. Сага находится внутри литературной традиции и опирается, в числе прочего, на «Хроники Нарнии» — любимую книгу Роулинг. Попробуем посмотреть на персонажей, сюжет и пространство с точки зрения архетипических моделей — и поищем тайных «теневых двойников» героев. Фигура Тени, по Юнгу, персонифицирует собой все, что субъект не признает в себе и что все-таки снова и снова всплывает в его сознании. Кроме того, коснемся продолжения саги — пьесы «Гарри Поттер и проклятое дитя», которая выйдет в свет 30-31 июля. Проанализируем, что нового сообщает нам ее сюжет о мире и о демиурге. Внимание, спойлеры!
Архетип – это
1) матрица, сюжетная единица, шифр, который мы должны знать для понимания текста
2) когнитивный образец (по Юнгу), ключ к пониманию текста
Архетип не только направляет внимание читателя, но и руку автора, т.е. благодаря архетипу начинает работать внутренняя логика текста (герои сами диктуют свои поступки часто на удивление автора)
Фанфикшн - поддержка книги, продолжение сюжета. Он не дает угаснуть интересу к тексту у поклонников. Роулинг изначально планировала спорить с авторами фиков, но поняла, что подобное взаимодействие поддерживает интерес, и не стала.
читать дальше
Пьеса о проклятом ребенке / спойлеры
! ее писала не Роулинг
Все замечательно (режиссура, игра актеров) кроме сюжета, он слишком упрощен.
дальше спойлеры
В сети можно найти ее лекции по литературе, в том числе про архетипы в ГП, но мне понравилась эта:
В честь этого события книжный магазин Додо и культ.центр ЗИЛ организовали лекции, посвященные ГП и школам.
Под катом краткие конспекты лекций для тех, кому это может быть интересно)
1) Не только Хогвартс
Оф. информация:
Не только Хогвартс: как устроены волшебные школы, академии и университеты
Джоан Роулинг создала такую историю о волшебной школе, что, несмотря на трудности, смертельную опасность и дискриминацию, которым подвергались ученики Хогвартса, для многих читателей школа магии и колдовства стала символом недостижимой мечты.
Но на многочисленные школы чародейства и волшебства можно смотреть не только как на выдуманные пространства для сказочных сюжетов, но и как на отражения реальных школ и университетов — их образовательных моделей, методов и традиций. Проектный метод обучения в Школе Мерлина в Кармартене, студенческие традиции кампуса в колледже Брейкбилс, научно-исследовательская работа в Незримом университете Анк-Морпорка и стереотипы о постсоветских вузах в Институте специальных технологий из романа Vita Nostra — обсуждаем с Ксенией Романенко, исследователем образования, аналитиком лаборатории «Развитие университетов» Института образования НИУ ВШЭ.
Ксения рассказывала о магических школах в литературе и подходах к обучению магии.
А) магия – ремесло, которое передается от мастера к подмастерью
Ученик чародея, Ведьмовство Терри Пратчетта
Б) магия – элитарное искусство, доступное избранным по разным критериям; обучение в школе-коллежде-универе
Школа в Кармартене, Анны Коростелевой (о хороших людях, которым хорошо)), в противоположность ей - Vita nostra, Марины и Сергея Дяченко (учат в жутких условиях вопреки желанию студентов, непонятно чему и зачем, ради высшей цели неизвестной студентам)
читать дальше
и диктофонная запись этой лекции от настоящего гриффиндорца katrinpolly
А запись первой лекции можно послушать здесь yadi.sk/d/SdWZyBu5tnZN2
2) Архетипы в ГП
Оф. информация:
Гарри Поттер и его тень. Скрытые и явные архетипы
Лекция Марии Штейнман, кандидата филологических наук, доцента кафедры теории и практики общественных связей, заместителя декана Факультета истории, политологии и права РГГУ.
«Гарри Поттер» — не книга, а художественная иллюстрация общекультурных архетипов. Сага находится внутри литературной традиции и опирается, в числе прочего, на «Хроники Нарнии» — любимую книгу Роулинг. Попробуем посмотреть на персонажей, сюжет и пространство с точки зрения архетипических моделей — и поищем тайных «теневых двойников» героев. Фигура Тени, по Юнгу, персонифицирует собой все, что субъект не признает в себе и что все-таки снова и снова всплывает в его сознании. Кроме того, коснемся продолжения саги — пьесы «Гарри Поттер и проклятое дитя», которая выйдет в свет 30-31 июля. Проанализируем, что нового сообщает нам ее сюжет о мире и о демиурге. Внимание, спойлеры!
Архетип – это
1) матрица, сюжетная единица, шифр, который мы должны знать для понимания текста
2) когнитивный образец (по Юнгу), ключ к пониманию текста
Архетип не только направляет внимание читателя, но и руку автора, т.е. благодаря архетипу начинает работать внутренняя логика текста (герои сами диктуют свои поступки часто на удивление автора)
Фанфикшн - поддержка книги, продолжение сюжета. Он не дает угаснуть интересу к тексту у поклонников. Роулинг изначально планировала спорить с авторами фиков, но поняла, что подобное взаимодействие поддерживает интерес, и не стала.
читать дальше
Пьеса о проклятом ребенке / спойлеры
! ее писала не Роулинг
Все замечательно (режиссура, игра актеров) кроме сюжета, он слишком упрощен.
дальше спойлеры

В сети можно найти ее лекции по литературе, в том числе про архетипы в ГП, но мне понравилась эта:
спасибо!!!! я как раз жалела, что не могу пойти на это мероприятие ))))
Maria Ivanovna Hilde-Gicel, рада, что пригодится.
Кстати, моя спутница выложила ссылку на диктофонную запись первой лекции.
Дублирую тут и добавлю в основной пост)
katrinpolly А запись первой лекции можно послушать здесь yadi.sk/d/SdWZyBu5tnZN2