Стырила08.09.2009 в 19:26
Пишет
Явные Тайны:
Пишет
pashap:
Социотипы литературных персонажейНа всякий случай - я привожу здесь свое видение, и скорее иллюстрирую, чем аргументирую его.
1. Детективы разных авторов
Конан-ДойльШерлок Холмс - канонический пример
Штирлица: внимателен к мелким деталям (
белая сенсорика), безупречная логика (причем
логика черная, т.е. деловая, отбрасывающая все лишнее).
Его напарник
доктор Ватсон - его
дуал,
Достоевский. Неуверен в себе, не успевает за логикой Холмса, но при этом олицетворяет человечность (
белая этика).
читать дальше
Агата Кристи
Эркюль Пуаро - отличается столь же надежной логикой и внимательностью, что и Холмс, но при этом куда больший пижон и сибарит. Белая сенсорика выходит у него на первое место - т.е. Габен.
А вот мисс Марпл обычно выдает совершенно неочевидные идеи, которые впоследствии оказываются верными, искусно достраивая динамику событий, которых не видела, т.е. использует белую интуицию. Итого - Бальзак.
Рекс Стаут
Ниро Вульф, очевидно, тоже отличается черной логикой, однако она для него явно лишь средство - он не вычисляет, а видит или знает, исходя из мелких деталей, незаметных чужому глазу, либо из неординарных идей, рождающихся в его чудовищном мозгу. В данном случае выбор между Габеном и Бальзаком неоднозначен. Его бытовые пристрастия также странны - гурманство выступает скорее признаком белой сенсорики, а отсутствие вкуса - признаком ее отсутствия.
А вот с его напарником Арчи Гудвином все ясно. Его сильная стороны - способность работать с людьми, т.е. как распологать к себе (белая этика), так и заставлять их делать то, что ему нужно (черная сенсорика). Очень качественный Наполеон.
Эрл Стенли Гарднер
Перри Мейсон имеет столь же железную хватку (черная сенсорика), что и Арчи Гудвин, однако никогда не использует ее для установления более близких отношений с людьми. Даже свое отношение к Делле Стрит выражает скорее заботой о ней, чем эмоциями. Зато ради тех, за кого он взял ответственность - он готов на все. Именно так устроены Жуковы.
Б.Акунин
Эрасту Фандорину, с его формальным образом мышления, наиболее подходит ТИМ Максим. Предвидение событий - не его сильная сторона, обычно он вычисляет преступника уже после совершения преступления. Зато его белая логика, достраивающая общую картину по любому поводу - безупречна.
2. Л.М.Буджолд
Майлз Форкосиган - Гексли высочайшего уровня. Ошибки он обычно допускает в области планирования, а исправляет их он благодаря своей изобретательности (черная интуиция), и главное - умению убеждать людей, показывая им их собственные побуждения и мотивации (белая этика).
Теми же качествами отличается его мать Корделия Форкосиган. Однако применяет их гораздо более обдуманно, обычно не по собственной инициативе, а под давлением обстоятельств. Другими словами она интроверт, т.е. Достоевский. По ней же лучше видна тенденция видеть в людях в первую очередь лучшее.
Судя по всему, Грегор Форбарра, воспитанный ей, относится к тому же типу.
Эйрел Форкосиган, как это ни банально - дуал Корделии, Штирлиц, умеющий действовать максимально функционально в любых условиях, не обращая внимания на эмоции.
Марк Форкосиган с его тенденцией боязни перспектив (болевая черная интуиция) и видения в людях в первую очередь плохого (белая этика) - скорее всего Драйзер. Понятно, что при его тяжелом детстве это может быть маской, но ничего более точного рассмотреть все равно не удается.
Катриона Форсуассон - безупречна в своем эстетическом вкусе (белая сенсорика) и крайне сдержана в эмоциях (болевая черная этика). Другими словами, Габен, дуал Майлзу.
Элен Куин, весьма возможно, Штирлиц, но уверенности в ее типе нет.
Сама же Буджолд, с ее психологической достоверностью и некоторой невнимательностью к деталям мира, не имеющим важности для сюжета - как и ее герой весьма похожа на Гексли. Кстати, то же относится и к Роулинг.
3. Дж.Роулинг
Гарри Поттер, болезненно реагирующий в первую очередь на любую несправедливость (белая этика плюс болевая черная сенсорика) - похож на Достоевского. Надо признать, в достижении своих целей он весьма изобретателен (черная интуиция).
Гермиона Грейнджер - типичный Штирлиц. Логика и внимание к деталям - в полном порядке.
В отношении Рона Уизли проще сказать, чего у него нет - последовательности, понимания логики событий и внимания к деталям. Получаем иррационального интуитивного этика, однако выбрать между Есениным и Гексли на основании текста не представляется возможным. Для взаимодействия с Гермионой и Гарри ему лучше бы быть Гексли, хотя в фильме он гораздо больше похож на Есенина.
Минерва Макгонагалл, как и ее лучшая ученица - скорее всего также Штирлиц.
Ну а Северус Снейп, замкнувшийся в своей неудачной предыстории, и видящий все вокруг в ее призме, злопамятный, но при этом руководствующийся скорее своим долгом и принципами, чем своими побуждениями, более всего похож на Драйзера. отсюда URL записиА я не так давно где-то читала, что Э.П. Фандорин ни фига не Макс, ибо ЧИ у него далеко не в заднице. Были мнения, что он Штирль, Роб и Баль.
А мне кажется, что ЧИ у него в заднице. И БЛ прекрасная.
Пожалуй соглашусь с тем, что Пуаро - Габен, Мисс Марпл - Балька, Перри Мейсон - Жук.